По пути наименьшего сопротивления.

В шахматах психологический аспект, который возникает из диалога между двумя интеллектами, двумя идеями, двумя стратегическими концепциями, которые зависят от личности каждого шахматиста, уже давно стал своего рода романтической тайной. Как мыслят гроссмейстеры? Какие стратегии они используют?

Как правило, наиболее успешные стратегии лежат в основе нашей собственной природы. Общая черта большинства гроссмейстеров в том, что они почти никогда не используют легких путей. Всегда доступна другая, более подходящая альтернатива, и они активно начинают вести её поиск. Невероятная креативность, упорство, драйв позволяют взглянуть за рамки того, что рождается на инстинктивном уровне. Именно это умение является основой успешной стратегии и сразу становится понятно, почему так мало действительно выдающихся гроссмейстеров.

Для большинства из нас все намного проще. Мы привыкли искать наиболее короткий путь, самое легкое решение, затрачивать минимум сил. Мы склонны прокладывать дорогу по середине парка.

А движет нами, естественно, лень. Когда мы думаем, мы ищем ближайший шаблон, и когда мы находим этот шаблон, мы уже не хотим больше думать — мы просто следуем за этим шаблоном. Наш мозг эволюционировал, чтобы быть — как выразился Эдвард де Боно — “блестяще не творческим”. Вполне естественным является то, что многие гроссмейстеры предпочитают использовать короткие пути.

grandmaster-stratgey-opt

Поиск слабых мест, автоматизм или спонтанные действия уже давно стали общей стратегией игры в шахматы. (Источник изображения: Mukumbura).

Когда дело доходит до использования и взаимодействия с технологиями, на первый план выходит естественное поведение. На подсознательном уровне пользователи пытаются найти линию наименьшего сопротивления — la loi du moindre effort, как назвал это явление психолингвист Франсуа Ришодо. Работа Ришодо базируется на словах. Он изучает насколько важно общение, язык и слова при создании различных видов взаимодействия. Основные принципы остаются неизменными: самые короткие слова более заметны, более понятны и читаются с минимальными усилиями. Подобные слова используются чаще других в связи с тем, что более глубоко — или плотно — откладываются в нашей памяти.

Короткие слова мы запоминаем значительно лучше. Кеннет С. Гудман объясняет это тем, что мы одновременно обрабатываем графическую, синтаксическую и семантическую информацию. При этом пользователи выполняют циклы выборки, предсказания, тестирования и подтверждения. Пользователи всегда следуют одной и той же стратегии: сделать “самый надежный прогноз с минимальным использованием имеющейся информации”.

Процесс запоминания слов и чтения не является чем-то специфическим и имеет универсальный характер. Он лежит в основе нашего поведения и взаимодействия с окружающим миром.

Существует обобщенная идея о том, что поведенческие модели связаны с общими причинами — данная концепция расширена бихевиоризмом (научное направление в психологии) до такой степени, что предполагается наличие предсказуемой и надежной связи между стимулированием и ответной реакцией. Это обобщение в значительной степени опровергнуто когнитивной революцией. Суть опровержения в том, что начальные знания и психические процессы влияют на стимулирование и ответную реакцию, чтобы уменьшить предсказуемость поведения человека или ответ на конкретный тип стимулирования. По сути, мы не можем предсказать поведение.

Хотя данное утверждение и может считаться полностью справедливым на микроуровне, существует множество общих моделей совершения действий — стимулирование, органы чувств, интернейрон, мозг, обработка, двигательные нейроны, ответ. По-прежнему с уверенностью можно утверждать, что если мы создаем среду, в которой даже мельчайшая деталь разработана с учетом того, как люди работают и думают, если эта деталь разработана с целью облегчения пользовательского опыта взаимодействия, то пользователи всегда одобрят эту линию наименьшего сопротивления.

brain-stimulus-500-opt

Соответствует ли проектируемая нами среда способу работы? (Источник изображения: opensourceway).

Создание оптимального опыта пользовательского взаимодействия напрямую зависит от того, насколько успешно мы вырабатываем стратегию, следуем руководящим принципам с использованием прогнозирования. В отличие от принудительных мер, данный подход может оказаться более жизнеспособным.

Давайте взглянем на все в перспективе. Возьмите, к примеру, решение вызванное усталостью.

Каждый день всем нам приходится принимать какие-то решения. Некоторые из них важные, а некоторые не очень, некоторые сознательные, а некоторые настолько незначительны, что бесследно проходят мимо даже не откладываясь в сознании. Мы живем в мире, который постоянно подвержен влиянию информационных и медиа-ресурсов, таких как блоги, социальные сети, журналы и телевидение. Рост количества различных решений, которые мы должны каждый день принимать, ​​становится все более очевидным.

Наши решения, даже те, которые являются всего лишь предпочтением варианта А или В, постепенно превращаются в негативную когнитивную нагрузку. Психические процессы принятия решений являются довольно напряженными; у нас есть ограниченный запас психической энергии, доступный для поддержания самоконтроля.

В основном, после принятия большого количества решений мы устаем. В результате, согласно Барри Шварцу, вероятнее всего события будут развиваться по одному из трех следующих вариантов: мы в конечном итоге примем неправильные решения, мы будем все более и более неудовлетворенны своим выбором, или мы впадем в ступор и не сможем сделать какой-либо выбор.

Процессы взаимодействия — независимо от носителя — являются ярким примером принятия решений, вызванных усталостью. На микроуровне, при использовании приложения, просмотре веб-сайта или даже при анализе объявления, нам каждый раз приходится принимать сотни мелких, незначительных и в основном бессознательных решений. Но именно эти решения влияют на то, как мы воспринимаем объект и какая модель взаимодействия с ним будет выбрана.

На макроуровне (то благодаря чему мы знаем о принятии решения, вызванного усталостью) мы можем спрогнозировать, что пользователи перегружены в такой степени, что совершают необоснованный выбор или вообще отказываются от п …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.