Веб-проектирование, ориентированное на конечных пользователей

Веб-проектирование, ориентированное на конечных пользователей — не простая вещь. Оно  требует от нас не только четкого понимания, кто наши пользователи, но и определённых усилий, направленных на то, чтобы продукт был полезен этим пользователям.

В настоящее время основной тенденцией веб-дизайна является ориентация на целевую аудиторию. Я считаю, что это пережиток нашего традиционного подхода к маркетинговым исследованиям рынка. Пару лет назад я наткнулся на несколько иной метод, который оказался полезным в некоторых из моих собственных проектов. Этот метод был особенно удобен для изучения поведения конечных пользователей, а также расстановки приоритетов для разработки дизайна продукта.

Итак, во-первых, позвольте мне объяснить, в чём я склонен видеть недостатки существующего набора инструментов. Чуть позже я на примере покажу вам как использовать этот новый подход. Прочитав эту статью вы будете владеть достаточным количеством информации, чтобы самостоятельно его протестировать.

Люди многогранны

На мгновение поставьте себя на место пользователя. Представьте, что ваш друг познакомил вас с новой группой на Facebook. Группа посвящена вашему общему увлечению. Если вы застенчивы как и я, вы некоторое время будете пассивным участником. После того как вы более менее ознакомитесь с происходящим в группе,  вы постепенно начнёте становиться активнее, оставлять комментарии или делиться ссылками.

Представьте также, что вы наткнулись на блог по теме, которая вас интересует. Кто-то разместил комментарий, с которым вы полностью согласны — держу пари, что вы немедленно ответите и не станете тратить время, чтобы прочитать предыдущие посты. Вы остаётесь тем же человеком, но ваша реакция на что-либо зависит от того, что происходит в данный момент. И это абсолютно нормально.

SGreenier_EmotionWheel-11
Действовать в зависимости от обстоятельств и контекста является естественным. 

Что это означает для нас, как дизайнеров? Я считаю, это означает, что результаты единичного исследования не могут учесть все детали ситуации, в которой находится пользователь. Нам необходимо работать в направлении более четкого понимания различных контекстов поведения пользователей — контекстов, которые склоняют людей к различным действиям и решениям.

Одним словом, наши нынешние инструменты имеют тенденцию сосредотачиваться на самом пользователе, а не на прогнозировании его реакции и, следовательно, все решения в области дизайна не будут столь эффективны.

Фотографии, места путешествий и немного психологии

Изучение фотографий и профилей пользователей на социальных платформах могут дать нам представление о том, какая она — наша целевая аудитория. Путешествия, отмеченные на карте, также покажут нам потенциальные маршруты пользователя, что подскажет нам наиболее вероятные приложения и веб-сайты, которыми он может заинтересоваться.

Но, конечно, больше всего информации можно почерпнуть из профиля (анкеты) пользователя, так как ни фотографии, ни места отдыха не расскажут вам о его роде деятельности и других важных моментах, которые и определяют контекст его действий.

Рассмотрим более подробно, что представляет собой типичный процесс проектирования. Зачастую, дизайн на любом этапе работы с программным продуктом должен учитывать различные потребности пользователя. Нам, как дизайнерам, порой приходится жертвовать разнообразием возможностей пользователя в пользу функциональности продукта в целом.

Изучив фотографии и карту путешествий пользователя, мы всё равно не сможем выявить те моменты, которые влияют на его поведение и заставляют принимать те или иные решения. В данном случае лучшим решением будет разделить пользователей на “психологические” группы, выявив их основные черты.

Теперь остаётся вопрос — как сделать, чтобы конечный продукт учитывал все модели поведения пользователей, охватывал весь спектр их поведения и мотивации.

Моделирование групп пользователей

Некоторое время назад я мне удалось найти именно тот способ, который я искал. Его предложил известный дизайнер с огромным опытом работы - David Rollert. Он провёл лекцию среди студентов-дизайнеров, на которой и продемонстрировал способ моделирования групп пользователей на примере сайта знакомств. Дэвид рассказал, каким образом можно определить основные параметры групп пользователей.

Первый шаг не отличается от того, что мы делаем обычно при изучении целевой аудитории (все диаграммы взяты с сайта Дэвида с его разрешения):

Demographic dimensions for a dating service

Рисунок 1. Социальное исследование целевой аудитории сайта знакомств.

Psychographic dimensions for a dating service

Рисунок 2. Социальное исследование целевой аудитории сайта знакомств.

Далее нам необходимо выявить закономерности и шаблоны поведения пользователей. Дэвид показал как это сделать при помощи таблицы размером 3×3. Тут мы уже обращаемся к ближайшим целям пользователей и задаём себе вопрос: “Что нужно каждой группе пользователей?”

Mapping target customers: what does each group need?

Рисунок 3. Сопоставление целей пользователей: что нужно каждой группе?

Похожая техника моделирования групп пользователей упоминается у Расса Ангера и Кэролайн Чендлер (глава 6, стр. 90), но её описание едва ли занимает и страницу. Подчеркиваю, их техника по-прежнему основана на том, что мы всегда делали — группировке пользователей в соответствии с тем, кем они являются, а не с тем, пользователи хотят или что движет их поступками.

Мне кажется, что это было бы очень интересно. Вместо того, чтобы задавать вопрос “кто” наши пользователи, задуматься: “Что наши пользователи хотят сделать?” или “Чем они интересуются?” Несколько последних проектов я разрабатывал именно в соответствии с этой новой методикой, что положительно сказалось на результатах.

Перед тем, как мы продолжим разговор, я хочу отметить, что этот метод не подлежит делегированию. Это не то, что вы просто опишете и отправите на подпись своему клиенту или менеджеру по проектам. Это метод, который будет наиболее эффективным в формате семинара со всеми заинтересованными сторонами.

Исследование наших предположений о пользователях

Слово «Пользователь» уже давно стало определяющим. Мы привыкли вкладывать в него все наши убеждения, интерпретации и эмоциональный багаж, описывая его так, как хотелось бы нам. Поработав со многими командами, я начал понимать, что это наша общая проблема: не все стороны, участвующие в разработке программного продукта, понимают слово “пользователь” одинаково. Таким образом, разделение пользователей на различные группы поможет сгладить лингвистические неточности.

Техника работы с таблицами помогает исследовать то, что мы знаем и чего мы не знаем о наших пользователях, через призму контекстов их поведения и различных мотиваций.

Я использовал этот метод, чтобы сделать следующее:

  • Определить целевую аудиторию.
  • Понять или проверить значимость предложений.
  • Для выделения приоритетных направлений исследований и характеристики продукта — чтобы определить, что мы уже знаем, а где нам не хватает данных.
  • Чтобы точно определить, какие функции являются первостепенными.

По существу, это структурированный инструмент мозгового штурма , который помогает понять шаблоны поведения пользователей. Пользуясь данным методом, каждая заинтересованная сторона сможет узнать больше о своих пользователях.

Шаг первый: нарисуйте таблицу

Для меня идеальным размером сетки является 3 × 3. Вероятно, потому что она дает достаточно параметров, не будучи слишком точной.

A blank matrix.

Рисунок 4. Пустая таблица.

Шаг второй: определите основные параметры

Следующим шагом будет определение того, сколько различных “вариантов” пользователей может существовать в системе, которую мы разрабатываем.

Давайте рассмотрим это на примере социального приложения для любителей бега. Приложение очень простое, оно позволяет бегунам выбирать и создавать маршруты для пробежек. Вы можете проложить новый маршрут, а можете выбрать приглянувшийся из уже существующих.

Какие поведенче …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.