История веб-дизайна в Скандинавии: сочетание функциональности и эстетики.

Эта статья была написана Катрин Еупорсботтир, нашим талантливым и трудолюбивым стажером из Исландии.

Как фоновый дизайнер проектов, Катрин представляет свое понимание того, что повлияло на работы дизайнеров из Швеции, Норвегии и других северо-европейских стран, а также ключевые факторы развития веб-дизайна в этих странах.

В течение долгого времени, искусство сильно зависело от социальной и политической обстановки. Обращаясь к страницам истории, мы видим, что очень часто социальные взгляды определенного периода находили отражение в искусстве и проектировании того времени. Даже современные дизайнеры постоянно черпают вдохновение из истории, сознательно или бессознательно. Владея историческими знаниями о вашей области деятельности, вы можете лучше осознать значение работы и наладить глубокие связи в соответствующей сфере деятельности (художественной, социальной, политической и так далее).

Возвращаясь назад, к началу 20-го века, мы рассмотрим стили и идеи, которые правили миром искусства в то время. Мы постараемся выяснить, что оказало основное влияние на развитие и становление термина «скандинавский дизайн», известного с середины 20-го века. В этой статье также предлагаются некоторые идеи по использованию основных принципов скандинавского дизайна в в современном проектировании.

Хотя страны Скандинавии и имеют большие различия, они обладают общими культурными, географическими и историческими корнями. Эта фраза подразумевает, что существуют схожие принципы, которые распространяются на все области искусства и проектирования. Данная статья дает краткий обзор влияния и состояния искусства и дизайна в скандинавских странах

Исторические сведения.

Модернизм – это культурное движение, которое началось в конце 19-го века, и полностью отличалось от реализма, который доминировал в мире искусства. Источником появления реализма принято считать изобретение фотографии и стремление художника к производству работ, которые выглядели “реальными”. Это было достаточно консервативное искусство, основанное на реальном представлении вещей с максимальной правдивостью и точностью. Модернизм стал выходом из этих жестких ограничений, а также дал толчок для развития множества культурных и эстетических движений.

Изображение голов дракона на хлопчатой ткани, Уильям Моррис, 1876.

Вскоре после 1880 года, Уильям Моррис и Движения искусств и ремесел, вдохновленные социальной теорией Джона Раскина, начали выражать свое отвращение к машинному производству, набравшему популярности благодаря промышленной революции. Они осудили типовую и однообразную продукцию, созданную машиной, и стали активно обновлять традиционные методы производства, например, в текстильном искусстве. Всевозможными средствами поддерживался романтизм и народные традиции, защищалась верность традиционным материалам, восхвалялась роль природы в искусстве и человеческом творчестве.

Слева: французская реклама бисквитов в стиле модерн, Альфонс Муха, 1896.Справа: логотип пильзенского пива Карлсберг, Торвальд Биндесболль, 1904.

Логотипы от Торвальда Биндесболла для датских футбольных клубов, год 1876 и 1889.

Термин Ар-нуво, также известен как “модерн”, стал первым самым масштабным и наиболее популярным движением в искусстве 20-го века. Он был задуман как «новый стиль для нового столетия» с акцентом на декоративно-прикладное искусство. Новое движение должно было создать альтернативу другим течениям в искусстве и дизайне.

Возникнув в промежутке примерно с 1880 по 1910 год, Ар-нуво дал начало Модернизму и обозначил природу в качестве своего источника вдохновения. Использование декоративных элементов в домашних условиях можно рассматривать как подчеркивание статуса личности в обществе. Модернизм сделал это настолько очевидным, что люди готовы были выйти за общепринятые рамки и установленные правила. В искусстве начинают выражаться уже совершенно другие общественные настроения.

Слева: обложка для норвежского женского журнала Урд, Андреас Блох и Олаф Крон, 1900– 1905 года. Справа: проявление арт-нуво в архитектуре Борас, Швеция, шведский архитектор Ларс Келлман, 1907.

Произвольные формы использовались во всевозможных разработках, будь то архитектура, мебель, текстиль, картины или печатная продукция. Новый стиль демонстративно показывал разрыв с прошлым и переход к новым, экзотическим материалам из зарубежных стран. В Западных кругах особую популярность приобрел так называемый “Японский стиль”.

Интерьер Sankt Hans Apothek (аптека Сент-Джонс), представитель стиля Skønvirke, в Оденсе, Дания, 1903.

В Дании, журнал Skønvirke начал издаваться в 1914 году. Его содержание было посвящено старым традиционным датским ремеслам и национальному Романтизму, с международным влиянием, проявляющемся в манере украшения. Слово “Skønvirke” стало синонимом Ар-нуво и немецкого Джагенд. Деликатный характер форм, навеянных природой, сопровождается изящными линиями и цветами традиционного скандинавского эстетического оформления.

В Европе в то время были очень неспокойные времена, отчасти из-за Первой мировой войны и растущего беспокойства по поводу общественного порядка. В искусстве все становилось революционным, как ответ на все потрясения войны. Социальные формы и механизмы рассматриваются как главное препятствие гражданского прогресса, и художник также становится общественным и политическим деятелем. Итогом провокаций и потрясений стал отказ от старых систем. Многие движения в искусстве вытекают из широких социальных изменений.

Tractor Automobile Plow 1905

Машины сразу же стали частью общественной жизни, как только были изобретены. Это изображение 1905 года показывает раннюю версию трактора для распахивания полей.

Использование машин для тяжелых работ резко меняет условия жизни, и после осуждения бессмысленности и катастрофической гибели людей в Первой мировой войне, подняли вопрос о состоянии человеческой нравственности. Мир меняется, и эти изменения проявляются в кино, выставках, книгах и даже в барах.

Дизайн ранней Скандинавии.

Скандинавия включает в себя следующие страны северной Европы: Дания, Швеция и Норвегия. Тамошний дизайн отличается особой простотой и четкостью геометрических форм. Высоко функциональный, эффективный стиль без ненужных сложных элементов использует только то, что действительно имеет значение. Выживание на севере требует наличия продуктов, чтобы сохранять функциональность, и это было основой идеей всего раннего дизайна.

Утонченные декоративные элементы из искусства начала 20-го века, простые линии, вытекающие из военного периода в искусстве, придали этому стилю особую элегантность. Понятие “красивые вещи, которые сделают вашу жизнь лучше” было высоко оценено. Скандинавский дизайн часто называют демократичным дизайном, благодаря его влиянию на массы через общедоступные продукты.

Эта идеология исходит от местных учреждений, таких, как Шведское общество промышленного дизайна. Целью этого объединения является содействие проектированию, которое доступно и полезно для широкой общественности. Такие цели сильно зависели от социальных изменений, в то время происходящих в Европе. Хотя проекты были демократическими и предназначались для людей, они не были лишены красоты и создавались максимально простым в использовании; вдохновляющими на мысли. Важность этого баланса была определена скандинавами очень давно и с тех пор тщательно соблюдается.

Слева: плакат с выставки Стокгольм, 1930 год. Справа: выставочный каталог, Хельсингборг, 1955.

Множество выставок скандинавского дизайна были проведены по всей Европе и Северной Америке. Одной из первых была выставка в Стокгольме в 1930 году, где произошел расцвет функционализма, а художники и компании представили свои новейшие разработки. Параллельно с художественной выставкой в Дании, ознаменовавшейся официальным визитом датской королевской пары в 1960 году, состоялась выставка в Нью-Йоркском Столичном Музее Искусств.

Часть Дизайна в Скандинавии из выставки, которая проходила с 20 апреля по 16 мая 1954.

Термин «скандинавский дизайн» происходит от дизайна, продемонстрированного под этим названием на выставках по США и Канаде с 1954 по 1957 год. Показывая “скандинавский образ жизни”, дизайнеры выставляли различные работы и благодаря им возник новый термин, который продолжает существование до сегодняшнего дня. Эти работы отличаются красотой, простотой и четкостью конструкции. Они созданы дизайнерами, вдохновленными природой и северным климатом, являются доступными для всех и акцентируют внимание на гармонии внутреннего мира.

Выставки, подобные этим сыграли большую роль в распространении популярности скандинавского дизайна и во многих отношениях повлияли на развитие модернизма в Северной Америке и Европе. Эстетическое развитие в Европе, на протяжении десятилетий, находилось под сильным влиянием искусства и дизайна. Оно совмещало в себе направления, которые появились на рубеже веков, простые и аккуратные формы, а также традиции, существующие в Скандинавии.

Общественное сознание в искусстве.

Начиная с 1916 года, большое развитие получили политические и социальные течения в европейском мире искусства. Столетние организации, академии и гильдии имели богатую историю и контролировались правящей буржуазией. Они были глубоко заинтересованы в поддержании социального порядка, а поддерживаемое ими искусство должно было отразить это стремление. Держась за старые методы в живописи, и боясь потрясений, вызванных новыми движениями, создавались работы, которые не могли нарушить установившийся баланс. Новые движения рассматривали подобные работы как застойные, как сдерживающие прогресс искусства. Эти новые движения отмечали роль машин и производственных технологий в создании искусства. Среди них были конструктивисты в России, футуристы в Италии, де стиль в Нидерландах, баухауз в Германии и дадаисты в Швейцарии.

Слева: Супрематизм (Супремус № 58, желтый и черный), Казимир Малевич, 1916. Справа: обложка книги «Teyashim» , русского художника Е. Лисицкого, 1922.

Композиция 8, Василия Кандинского, 1923.

Конструктивистское движение рассматривало искусство как часть социальной структуры и использовало его в качестве инструмента для передачи политических и социальных сообщений. Некоторые из самых известных художников этого движения были: Владимир Татлин, Александр Родченко, Е.Лисицкий, Казимир Малевич, Василий Кандинский (который позже преподавал в Баухаус) и братья Стенберг, Георгий и Владимир, имена по-прежнему хорошо известные среди графических дизайнеров. Они принимали участие в большей степени в общественных мероприятиях и частично поддерживались правящими политическими партиями. Эти художники использовали новые технологии и машинное искусство.

Слева: Композиция с красным, желтым и голубым, Пита Мондриана, 1937– 4. Справа: Красный и синий стул, Геррит Ритвельд, 1917.

Де Стиль – это голландское арт — движение, в котором Пит Мондриан и Геррит Ритвельд играли одну из главных ролей. Де Стиль воплощал в себе множество абстракций и сочетание основных форм и цвета. Все было сведено к выражению в вертикальных и горизонтальных линиях и основных цветах. В отличие от многих современных движений, Де Стиль был коллективным проектом, а не политическим или социальным орудием.

Bauhaus building in Dessau

Здание Баухаузв Дессау, Германия, спроектированное Вальтером Гропиусом

Баухауз (Bauhaus) – это Высшая школа строительства и художественного конструирования в Германии, которая стала известной благодаря сочетанию изобразительного искусства, ремесла и техники; ее промышленный дизайн продукции получал самые высокие оценки. “Год основания” многих искусств и сегодняшней школы дизайна берет свои истоки именно отсюда. Именно здесь впервые начали разрабатывать дизайн современной мебели.

Весьма влиятельными, даже на сегодняшний день, остаются три школы, возглавляемые Вальтером Гропиусом, Ханнесом Майером и Людвигом Майс ван дер Роэ. Эти люди начали распространять свои идеи до и во время Второй мировой войны, когда уехали из Германии. В конечном итоге, в разных странах, они и многие из тех, кто учил и учился в Баухаус, оставили после себя бесценный опыт и знания, на которые ссылаются в своих работах многие из современных дизайнеров, часто неосознанно.

Функционализм, которому обучали в Баухауз, был широко распространен в скандинавской архитектуре. Северные страны использовали множество стилей в постройке своих зданий и придумывали свои собственные, но “funkis” (термин для функционализма в северных странах) стал одним из наиболее популярных стилей.

Обложка журнала Dada Der, под редакцией Рауля Хаусманна.

Дадаизм был довольно скоротечным культурным движением, которое началось в Швейцарии вскоре после Первой мировой войны. Но дадаистские методы и взгляды были приняты многими людьми для переосмысления жизненных ценностей. Направленные на высмеивание бессмысленности современного мира, их работы охватывают литературу, изобразительное искусство и театр.

С дадаизма начали выходить такие виды искусства как абстракционизм и перфоманс, и то, что позже превратилось в поп-арт. Как и кубисты, дадаисты использовали коллаж, ассамбляж и уже существующие работы для создания новых произведений. Против войны, против буржуазии,  напоминающие анархическое движение, дадаисты были активны во всем мире: проводили публичные демонстраций и активно публиковались в различных журналах. Дадаизм постепенно смешивается с сюрреализмом и другими культурными и художественными явлениями.

Динамика игрока в футбол, Умберто Боччони, 1913 год.

В Италии футуризм стал художественным и социально активным движением, которое использовало все средства массовой информации, от фильмов до пищевых упаковок, чтобы в полной мере передать свои послания. Футуризм стал новой идеологией, которая не хотела иметь ничего общего с прошлым. Сторонники этого движения считали устаревшим мышление своих современников. Не имея своего собственного стиля, они использовали методы кубизма, который был авангардным движением в искусстве (среди прочих, самым известным представителем является Пабло Пикассо).

Фабрика в Хорта де Эббо, Пабло Пикассо, 1909 год.

Кубизм радикально изменил подходы в европейской живописи и скульптуре, и его проявления заметны даже в наше время.

В 1920 году выросла популярность сюрреализма. Хотя многие скандинавские дизайнеры и художники были под сильным влиянием этого движения и использовали его элементы в своих творениях, но сюрреализм не был встречен с широко распростертыми руками. Вильгельм Бьерке-Петерсен, Рита Кернн-Ларсен и Олав Стремм — все они в то или иное время пробовали себя в сюрреализме.

Далее представлен материал выставки “Страсть и желание: сюрреализм в Скандинавии 1930– 1950 “. Автор, Аушра Лерби, объясняет, как социальные взгляды в Северных странах подверглись влиянию и приобрели популярность благодаря этому художественному движению.

По иронии судьбы, из-за своей революционной перспективы, это движение не нашло понимания в среде рабочих. Некоторые видели в сюрреализме выражение буржуазного индивидуализма, занимающегося исключительно интеллектуальным проблемам правящей элиты. Он был воспринят как аморальная и эгоистическая форма искусства, наполненная эгоцентризмом и декадентством. Давление было настолько сильным, что художники отошли от абстрактного сюрреализма в сторону более натуралистического образного стиля, а позже в интервью отрицали, что они когда-либо были сюрреалистами.

Многие из художников в различных движениях знали друг друга и работали вместе, организовывали выставки и публиковали журналы. Многие из этих движений носили политический характер и выступали за социальные изменения через искусство. Все эти движения повлияли и на скандинавский мир искусства и привели к началу социальных изменений.

Скандинавия.

Стили и движения, зарождавшиеся в Европе в начала 20-го века, распространялись по всему миру. Очень часто они не передавали никакого послания, но все они внесли свой вклад в создание новых форм и методов представления.

Модернизм был повсюду и развивался по-разному в каждой стране. Идеология модернизма распространялась по всей Скандинавии, дизайнеры и художники взаимодействовали со своими коллегами по всей Европе, опираясь на быстро развивающиеся информационные носители, такие как пленка. В Скандинавии, идеи модернизма постепенно начали отражаться в принципах и философии дизайна, которые в конечном итоге обрели международное значение.

Фото с высоты Сондра Энгби жилого района Стокгольма, Швеция, 1938 год. Все дома одинаковые, построены в соответствии с принципами функционализма, сегодня они являются национальным культурным наследием

На скандинавских дизайнеров оказывало влиянием все то, что происходило вокруг них. Благодаря своему традиционному мастерству и эффективному использованию ограниченных материальных ресурсов (из-за их относительной географической изоляции), им удалось объединить то лучшее, что было в Европе и Скандинавии. Из-за преобладающих демократических общественных взглядов, работы создавались максимально доступными для всех. Идея того, что выполняемой работой можно наслаждаться, была высоко оценена. Стала популярной мысль о том, что красивые вещи могут улучшить жизнь людей.

Как уже упоминалось, Шведское общество промышленного проектирования было создано в 1845 году для поддержания и повышения высоких стандартов в различных ремеслах. Тот факт, что индустриализация в Скандинавии произошла позже, чем в соседних странах, помог сохранить традиционные ремесла.

В начале 20-го века, стало появляться все больше и больше людей, переезжающих из сельской местности в города. Общество Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.