Аутентичный дизайн.

Недавно популяризированный «двумерный» интерфейсный стиль – это не просто модная тенденция. Это, прежде всего, проявление желания истинной подлинности в дизайне, желание компенсировать визуальный избыток и устранить поддельное и ненужное.

В погоне за созданием новых возможностей, технологический прогресс иногда приводит к появлению избытков. В 19-ом столетии массовое механизированное производство позволило быстро и дешево создавать декоративные элементы, которые стали неотъемлемым украшением любого товара. В последние годы подобный ход событий наблюдался и в сфере дизайна. Дисплейные технологии и технологии моделирования позволили проектировщикам создавать визуально богатые интерфейсы, приводя к скеоморфизму и стилистическим излишкам.
В своем желании достижения подлинности Современное дизайн движение смогло взять под контроль декоративный избыток 19-ого столетия, заставляя дизайн соответствовать возрасту массового производства. Сегодня, мы видим, что то же самое желание достижения подлинности проявляется и в «двумерном» стиле, который выступает против скеоморфизма и чрезмерной визуализации. Этот стиль предполагает создание более простого, более понятного, сосредоточенного на содержании дизайна.

Рождение современного дизайна.

В 1908 Адольф Лус, влиятельный австрийский архитектор, написал эссе с вызывающим названием «Украшение и преступление». Будучи современным декоратором, он занимался “культурно отстающими или патологическими случаями. Он сам был вынужден отречься от своей трехлетней работы. Его работы будут совершенно непонятны людям с современным культурным восприятием”. Лус смело утверждал: «Чем ниже стандарты у человека, тем более богатыми будут его украшения. Необходимо искать красоту в формах вместо того, чтобы создавать зависимость от декорирования. Вот истинная цель, к которой должно стремиться человечество».

Что же вызвало такую неприязнь к элементам декора? Чтобы понять мышление этого пионера современного дизайна, мы должны сначала проанализировать идеи и состояние дизайна в конце 19-ого столетия.

Появление парового двигателя открыло эру массового механизированного производства. Искусствовед Франк Витфорд пишет: «Паровые машины могут размечать, резать и создавать почти любое вещество быстрее и более продуктивно, чем человек. Появление механизированного производства означает более низкие цены и более высокую прибыль».

Но в то время как способ производства изменился с ручного на машинный, стиль некоторых товаров остался прежним. Почти каждый продукт, от элементов архитектуры и мебели до тканей и столовых приборов, имел богатое декоративное оформление, отражающее великий дух Ренессанса.

An inkstand The Great Exhibition

Чернильный прибор является экспонатом Большой Выставки 1851 года, собравшей лучшие образцы производства со всего мира. Использование декоративных элементов оформления явно избыточно и нетипично для той поры.

Исторически известно, что художественное оформление ручной работы является дорогостоящим и служит символом богатства и роскоши. С появлением механических средств обработки стала возможным дешевая и быстрая имитация тех же самых популярных украшений. Вместо того, чтобы подумать и проанализировать какой же дизайн лучше всего подошел бы для массового производства, изготовители схватились за возможность дешевого копирования популярных стилевых оформлений. Результатом таких действий стало появление огромного количества низкокачественных продуктов, против которых выступал Адольф Лус, наряду с другими пионерами современного дизайна.

В Декоративном искусстве сегодня, знаменитый архитектор Ле Корбюзье сказал прямо, что хлам – это изобилие украшений, и что «роскошный объект сделан хорошо, опрятно и привлекательно только тогда, когда его бедность показывает качество изготовления. Именно развитие промышленности привело к существующему положению дел: чугунная печь, переполненная элементами художественного оформления, стоит меньше, чем простая; растущее число недостатков не может быть замечено в процессе литья».

Монтгомери Шуилер, влиятельный критик и журналист, осудил украшение фасадов 19-ого столетия, сказав: «Если ободрать поверхность главной стены зданий, то попросту исчезнет вся архитектура. Здания будут выглядеть обычными».

Harrods store building

Строительство Хэрродса в Лондоне было закончено в 1905 году по проекту архитектора Чарльза Уильяма Стивенса. Фасад типичен для викторианской архитектуры. (Изображение: Майкл Грейфендер).

Луи Салливан, архитектор, известный как «отец небоскребов» призывал к сдержанности. Он говорил: «Для достижения наибольшей эстетической пользы мы должны полностью воздержаться от использования декоративного оформления, чтобы сконцентрироваться на построении хорошо сформированных и привлекательных в базовом виде зданий». Ниже представлено изображение одного из зданий работы Салливана. Первый этаж украшен, но верхние этажи удивительно современны для дизайна 19-ого столетия, особенно по сравнению с Хэрродсом.

Sullivan's Carson Pirie Scott store building

Проект магазина Carson Pirie Scott работы Луи Салливана был первоначально разработан в 1899 для Schlesinger & Mayer. Простота верхних этажей поразительно нетипична для зданий 19-ого столетия.

В 1920-е годы в Германии появилось новое движение, известное под непереводимым названием Sachlichkeit. Синонимы этого слова “фактическое”, “на самом деле”, “практическое”, “объективное”. Движение Neue Sachlichkeit в области дизайна пропагандировало достижение максимальной полезности. Немецкий архитектор Герман Музесиус объяснил, как эта идея полезности может быть применена к стилевому оформлению для того, чтобы создать нечто, что он назвал Maschinenstil, или «машинный стиль». По его собственным словам, мы находим примеры этого стиля в оформлении «вокзалов, выставочных залов, мостов, пароходов и так далее. Здесь мы сталкиваемся с серьезным и почти научным Sachlichkeit, с воздержанием от всех внешних декоративных оформлений, и с формами, полностью зависящими от целей, которым они призваны служить».

Кроме неприязни к декоративному оформлению, других пионеров современного дизайна объединяет сосредоточенность на главенстве функциональности форм. В 1934 году в нью-йоркском Музее современного искусства состоялась выставка под названием «Машинное искусство», курируемая модернистским архитектором Филиппом Джонсоном. В состав экспозиции вошли различные части механического оборудования, например, винты самолета и промышленные изоляторы. Идея заключалась в том, чтобы преподнести красоту форм в объектах, которые были чисто функциональными. Для современного дизайн движения, оформление не играет такой важной роли. Красота и элегантность дизайна исходят от самого контента, а не от поверхностного слоя декоративного оформления.

Slutzky teapot

Этот чайник был разработан Наумом Слуцким, ювелиром, промышленным дизайнером и мастером-ремесленником Weimarer Bauhaus. Простой и практичный дизайн – это не следствие декоративного оформления, а почти математическое решение данной проблемы.

Большую часть первой половины 20-го века преобладало модернистское движение, но, в конечном счете, традиционные стили и приемы были превзойдены новыми подходами. В своей книге «Дизайн в двадцатом веке» Джонатан Вудхем отмечает, что для современного эстетического оформления характерно присутствие «простых геометрических форм, использование современных материалов, таких как хромированная сталь и стекло, и плоских поверхностей, позволяющих получать абстрактные манипуляции света и тени. Использование цвета часто было умеренным, с акцентом на белый, кремовый, серый и черный тона. «Современный дизайн тяготеет к роскошному декоративному оформлению, вместо того, чтобы искать красоту в гармоничном сочетании формы и функциональности.

Было бы наверно ошибкой предполагать, что современное дизайн движение в целом можно охарактеризовать как анти-декоративное. Новые стили приходят и уходят, достаточно вспомнить такие популярные движения как ар-нуво и ар-деко. Некоторые направления, такие, как футуризм, ушли под влиянием более новых технологически и эстетически стилей, таких как Де Стиль, который искал гармонию в ограниченной палитре цветов и форм. Но, лежащие в основе внешние сдвиги в стиле начали неуклонное движение от ненужного декорирования к более простым, более сдержанным формам дизайна, красота которого заключается в стиле и форме самого контента, а не во внешнем художественном оформлении.

Цифровое украшение.

Если сравнить историю современного дизайна с короткой историей программного обеспечения и веб-дизайна, то можно заметить некоторые параллели. Подобно тому, как массовое механизированное производство привело к чрезмерному использованию декоративных элементов, достижения в создании дисплейных технологий и технологий моделирования привели к интенсивному использованию художественных элементов в оформлении программных интерфейсов и веб-сайтов. На этапе становления дизайнеры были особенно активны на этом фронте, используя совокупность анимации, звука и изображений для создания незабываемых и часто чересчур ярких впечатлений.

Ранние операционные системы с графическим пользовательским интерфейсом имели довольно примитивный внешний вид. Использовались ассоциации с вещами из реального мира. Например, прототипом для создания каталогов файлов стала обычная папка с картинками, а кнопки изображались со скосами для того, чтобы пользователь мог знать на какой элемент следует нажимать. Но общее эстетическое оформление было двумерным и довольно сдержанным. Независимо от того, насколько сильно дизайнер хотел создать богатые визуальные впечатления, низкое разрешение черно-белых дисплеев ограничивало возможности.

Mac OS 1

Используя только два цвета для первой версии графического интерфейса Mac OS, Apple удалось передать глубину, текстуры, кнопки и иконки, которые имитировали реальные объекты. Внешний вид программы был ограничен технологическими возможностями, а не умениями дизайнера.

Поскольку технологии стремительно развивались, дизайнеры получили огромную свободу действий в визуальном оформлении интерфейсов. Для Windows XP, Microsoft создала красочный стиль с высококлассным оформлением, тенями и плавными переходами одного цвета в другой.

Компания Apple пошла еще дальше с выпуском Mac OS X, интерфейс которого состоял из блестящих пластиковых пузырьков, матового алюминия и реалистичных иконок. Шло время, и визуальный стиль операционных систем совершенствовался. Microsoft создала для Windows блестящую, полупрозрачную тему, в то время как Apple, представила еще больше материалов и скеоморфических команд для компьютеров и мобильных устройств, например, имитирующие кожу текстуры для приложения календаря и реалистичные эффекты поворота в книжном ридере.

Windows Vista

Для интерфейса Windows Vista была создана тема Aero с блестящим, прозрачным, хромовым окном.

Стили, имитирующие реальные объекты и текстуры, называют «скеоморфизмами» — то есть, элементы дизайна основываются на символике, заимствованной из реального мира с единственной целью сделать интерфейс похожим на знакомые для пользователя образы. В последнее время дизайнеры начали подвергать сомнению логичность имитации бумажной укладки или эффектов кожи и переворачивания страниц для приложения календаря. Эти эффекты несомненно обеспечивают визуальный интерес. Но они также являются пережитками другого времени, которые связывают интерфейс со статическими объектами из реальной жизни, что является несовместимым с плавностью и динамизмом цифровых интерфейсов.

OS X calendar

Текущая версия календаря OS X имитирует структуру из сшитых кусочков кожи, а также рваные края бумаги, чтобы создать подобие физического календаря.

В последней версии Windows 8, компания Microsoft сделала смелый шаг по удалению лишних визуальных эффектов, пытаясь дать операционной системе полностью цифровой и по ее словам “подлинный” вид. Последний интерфейс разработан согласно принципам, которые компания Microsoft создала для ранее выпущенных мобильных релизов. Вниманию пользователей представлено эстетическое оформление, которое почти полностью лише …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.