Научная фантастика и дизайн жестовых интерфейсов

Одним из самых известных интерфейсов в научной фантастике является жестовый интерфейс, который использовали полицейские в фильме “Особое мнение”.

Используя этот интерфейс, детектив Джон Андертон жестами управляет видео рядом, просматривая предсказания  будущих преступлений. После этого Андертон делает всё возможное, чтобы предотвратить их и задержать потенциальных преступников.

Этот интерфейс - одна из самых запоминающихся вещей в фильме, который переполнен технологиями будущего. Можно сказать, что именно данный интерфейс стал самым известным в истории кинематографа. (Работая над статьёй, мы ввели [название фантастического фильма] + “интерфейс” в строку поиска Google. Количество результатов по запросу “интерфейс Особое мнение” превысило 459000. Это в шесть раз больше, чем количество результатов по запросу “интерфейс Звёздные врата” (68800).

Справедливости ради стоит сказать, что для непрофессионалов “интерфейс Особое мнение” является синонимом “жестового интерфейса”. Главный консультант создателей фильма, Джон Андеркофлер, воплощал в жизнь свои идеи относительно жестового управления интерфейсом задолго до того, как началась работа над фильмом. В итоге в свет вышла универсальная многопользовательская платформа. Её до сих пор можно приобрести у компании Oblong практически в той же версии, что показана на экране.

И, хотя мы неоднократно ещё будем ссылаться на фильм “Особое мнение”, два момента стоит упомянуть отдельно.

Minority Report (2002)

Minority Report (2002)

“Особое мнение” (2002) 

Первое: хорошее демо помогает скрыть многие баги

В Голливуде ходят слухи, что Том Круз (актер, играющий Джона Андертона) был вынужден делать постоянные перерывы во время съемки сцены с интерфейсом потому что это было крайне утомительно. Мало кто может держать свои руки на весу их и двигать ими в течение продолжительного времени. Однако, этого нельзя понять по сценам фильма, который вводит в заблуждение тех, кто хочет использовать аналогичные интерфейсы для реальных целей.

Хотя фильм не пытается дать исчерпывающую информацию о подобных технологиях, демонстрации реальных разработок часто страдают той же проблемой. Удобство работы с жестовым интерфейсом — популярное заблуждение хотя это и не отменяет его функциональности.

Второе: жестовый интерфейс “понимает” команды

В фильме есть сцена, в которой агент Дэнни Уитвер входит в комнату, где находится агент Андертон, представляется и приветственно протягивает руку. Соблюдая дань вежливости, Андертон также протягивает руку для рукопожатия. Компьютер же воспринимает изменение положения рук Андертона как команду, что чуть не привело к потере результатов работы. Андертону приходится прервать рукопожатие, чтобы взять ситуацию под контроль.

Minority Report (2002)

Minority Report (2002)

Minority Report (2002)

Minority Report (2002)

Особое мнение (2002)

Одной из основных проблем, возникающих при работе с жестовыми интерфейсами является то, что тело человека и есть механизм управления. Но, дело в том, что не все жесты направлены на управление устройством. Человеку может понадобиться пожать чью-то руку, ответить на телефонный звонок или почесаться. Поэтому, система должна учитывать различные варианты: случаи, когда жесты адресованы инерфейсу, и случаи, когда жесты не имеют отношения к работе с устройством. Это можно регулировать простым включением и выключением тумблера, но тогда пользователю всё равно придётся совершать какие-либо движения, чтобы переключить положение рычажка.

Команду выключения можно сделать голосовой, или зарезервировать за ней конкретный жест. Ещё один вариант — продумать возможность учитывать направление взгляда пользователя, чтобы интерфейс откликался на жесты лишь когда пользователь смотрит непосредственно на экран. Какой бы вариант не был выбран, необходимо, чтобы команда выключения считывалась максимально быстро, исключая риски выполнения непреднамеренных команд.

Жестовые интерфейсы: концепция, которая все еще в стадии разработки.

А как насчет других жестовых интерфейсов? Что мы видим, когда смотрим на них?Есть несколько примеров жестовых интерфейсов, появившихся ещё  в 1951 году, но большинство из них появляются после 1998 года (см. рисунок).

Chrysalis (2007)

Lost in Space (1998)

The Matrix Reloaded (2003)

Sleep Dealer (2008)

Куколка (2007); Затерянные в космосе (1998), Матрица. Перезагрузка (2003); Торговец сном (2008)

На этих кадрах мы видим появление технологий, многие из которых до сих пор остаются фантастическими. Очевидно, что между ними гораздо больше различий, чем сходств. Конечно, все эти системы используются для различных целей, в том числе для обеспечения безопасности, в сфере медицины, для аппаратного обеспечения, проведения военных разведывательных операций, и даже для офшорного руководства сотрудниками.

Большинство интерфейсов предполагают взаимодействие с пользователем без дополнительных аппаратных средств, но интерфейс в фильме “Особое мнение” требует от своих пользователей наличия перчаток со световыми датчиками. То же самое мы видим и в фильме “Куколка”. Можно предположить, что отчасти это было сделано для визуальной привлекательности, но, безусловно, компьютеру так гораздо проще отслеживать точное положение пальцев пользователя.

Голливудский язык

Никто ещё не пытался объяснить значение каждого отдельного жеста, так как взаимодействие с подобными устройствами строится на основе сложной цепи жестов-команд. Однако, существует семь основных жестов, которые являются общими для всех жестовых интерфейсов.

1. Взмах для активации

Первый жест — это взмах для активации/включения устройства. В фильме “День, когда Земля остановилась” Клаату проводит рукой над  полупрозрачными элементами управления для активации интерфейса своего космического корабля. В другом примере Джонни Мнемоник проводит рукой над сенсором, чтобы включить кран в ванной комнате. Через несколько лет это стало обычным в реальном мире (см. рисунок).

Johnny Mnemonic (1995)

Johnny Mnemonic (1995)

Johnny Mnemonic (1995)

Джонни Мнемоник (1995)

2. Нажатие для перемещения объекта

Чтобы переместить объект, вы взаимодействуете с ним так же, как поступили бы реальном мире: манипулируете пальцами, ладонями и имитируете нажатие руками. Виртуальные объекты имеют тенденцию к большей устойчивости, нежели их реальные прототипы. В фильме “Особое мнение” Андертон поступает так, как описано выше; точно также поступает и Тони в “Железном человеке”, когда перемещает проекцию своего отца, разрабатывая дизайн парка.

Iron Man 2 (2010)

Iron Man 2 (2010)

Железный человек 2 (2010)

3. Поворот для вращения

Для поворота объекта, пользователь взаимодействует с виртуальной вещью также как это можно было бы сделать в реальном мире. Руки нажимают на противоположные стороны объекта и имитируют поворот вокруг оси — и объект начинает вращаться. Доктор Саймон Тэм использует этот жест, чтобы изучить результаты сканирования мозга своей сестры в одном из эпизодов сериала “Светлячок” (см. рисунок).

Firefly, “Ariel” (Episode 9, 2002)

Firefly, “Ariel” (Episode 9, 2002)

Светлячок (эпизод 9, 2002)

4. Взмах для пролистывания

Отклонить объект можно взмахом руки. В фильме “Джонни Мнемоник” Така …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.