Вы уже знаете, как этим пользоваться.

Вы помните слоган первой телевизионной рекламы iPad? “Это невероятно! Это волшебно! Вы уже знаете, как этим пользоваться!”

Это и правда было удивительно. Устройство, которое произвело революцию на рынке, сильно отличалось от всего, что мы видели раньше. И, в то же время, мы действительно уже знали, как им пользоваться. Невероятно, но компании Apple удаётся производить новые вещи, которые уже знакомы большинству людей. Как это возможно?

Думаю, дело в том, что дизайнеры компании всегда опираются на те модели, которые уже знакомы пользователям. Принцип взаимодействия с устройством может быть принципиально новым: перед iPhone сенсорные дисплеи практически не использовались. Но все знали, как можно пролистать или увеличить объект на экране. Достаточно было увидеть это один раз. Алан Купер отмечает: “Научиться можно чему угодно. Хорошим вещам можно научиться с первого раза”.

Роль допамина в распознавании образов

Наш мозг устроен так, что подстраивается к любым новым обстоятельствам благодаря поиску уже известных образов и моделей поведения. Мы везде ищем что-то знакомое, и если это удаётся, то можно с уверенностью заявить, что ситуация успешно разрешится. И не важно, о чем идёт речь: о любви, о войне, об азартных играх или махинациях на бирже. Ион Лерер отмечает данную особенность в своей книге: “Когда в незнакомой ситуации мы распознаём уже известные детали, в мозгу вырабатывается гормон удовольствия допамин. Далее, если в данной ситуации мы принимаем верные решения, и наши действия приводят к успеху, происходит дополнительно выделение допамина в кровь. Если же ситуация кажется нам знакомой, но затем события не развиваются по привычному сценарию, выработки допамина не происходит. По мнению неврологов, подобная система самовознаграждения и является основой обучения человека. Именно благодаря ей мы постоянно совершенствуемся и учимся на своих ошибках.

Итак, допамин контролирует наши положительные и отрицательные эмоции. Ещё Платон описывал наше рациональное мышление как возницу, держащего поводья наших непокорных эмоций. Эта схема уникальна для каждого человека. Она наглядно демонстрирует нашу способность использовать логику, контролировать свои эмоции и принимать верные решения. Подробнее с последними исследованиями в области неврологии можно ознакомиться в книге Иона Лерера. Итак, допамин играет главную роль в процессе принятия решений.

Brain

Изображение: Сью Кларк

Эти открытия в области неврологии оказались полезными и для веб-дизайна. Теперь у всех разработчиков есть серьёзный аргумент в пользу применения шаблонов проектирования. Давайте вспомним как располагаются иконки на рабочем столе наших планшетов и мобильных устройств. Библиотека Yahoo отлично проиллюстрировала этот пример: часть иконок скрыта за рамками экрана, и пользователю нужно “пролистывать” блоки виртуального пространства, чтобы найти нужный объект. По бокам экрана пользователь видит стрелочки, которые подсказывают ему, что не всё содержимое отображается на экране. Этот приём очень прост, любой человек запоминает его после первого раза использования.

Например, если вы никогда раньше не сталкивались с Pandora, вы сразу же поймёте, что принцип расположения объектов ничуть не отличается от того, с которым вы уже имели дело. То есть, ваш мозг подскажет знакомую модель поведения, произойдёт выработка допамина, и работа с новым устройством вызовет у вас чувство удовольствия.

 Carousel

Иллюстрация: Yahoo Developer Network

К сожалению, ещё не создан аппарат МРТ, который бы позволил детально изучить процесс выработки допамина в головном мозге во время использования тех или иных мобильных устройств. Поэтому, наши знания о работе мозга ограничены результатами психологических экспериментов.

Лерер рассказывает историю об операторе, который во время первой войны в Заливе отслеживал данные с радара. Его задачей было наблюдение за возвращением истребителей-бомбардировщиков на авианосец. Однажды утром что-то заставило оператора сильно занервничать. Впоследствии он так и не смог объяснить причину своего состояния, так как информация с радара на первый взгляд ничем не отличалась от обычной. Под влиянием эмоций он отдал приказ об изменении курса истребителей, чем и спас множество жизней. Оказалось, что самолёты вражеской армии, которые не были видны на радаре, произвели атаку на американскую авиацию.

Было начато расследование, в котором участвовали, в том числе, и психологи базы. В итоге выяснилось, что беспокойство оператора было вызвано неразличимыми глазу сигналами, которые и не вписывались в привычную картину. Видимо, подсознание оператора заметило то, что не поддавалось рациональному осмыслению. Картинка начала восприниматься по-другому, в мозг начали поступать уже осознаваемые сигналы тревоги, последовали эмоциональные и соматические признаки паники. И, несмотря на разумные доводы о том, что всё в порядке, оператор отдал приказ.

Эта история (как и многие другие, описанные в книге Лерера) доказывает, что наш мозг обрабатывает те сигналы, которые не воспринимаются нами осознанно, заставляя нас приним …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.