Представление о классификациях шрифтов (Часть 1)

В моей предыдущей статье на сайте Smashing Magazine

(“Понимание разницы между типографией и тиснением“), я писал о том, что понимании терминологии может помочь нам лучше понять искусство книгопечатания и тиснения. В этой статье мы также рассмотрим терминологию, и даже сделаем это более конкретно, чем привыкли большинство дизайнеров. И заголовок статьи, возможно, подскажет вам, о ее содержании.

Каждый знает засечки, слоги и скрипты, но большинство классификаций гораздо глубже. Типовые классификации одновременно и полезны, и запутанные, а часто предоставляют противоречивые данные. В этой статье, мы попробуем объяснить некоторые из известных сложностей в более понятной форме, что-то среднее между простой информацией для новичков и сложными понятиями для профессионалов  — идеальный уровень для развивающихся дизайнеров.

Making Sense of Type Classification

Почему мы классифицируем?

Есть определенное интеллектуальное наслаждение в знаниях, в частности, в знаниях в области собственной работы и учебы. Что еще более важно, существуют некоторые непрактичные знания из других областей, которые могут быть полезны дизайнеру. Но это не значит, что эта статья даст вам знания, которые не сможете применить на практике.

Знание истории поможет вам избежать типографических ошибок. Да, часто широкая публика их не замечает, но от внимания профессионалов они не ускользают. Например, как в статье Симсона о лауреате премии Оскар 2012, фильме “Артист”, а также в других подробных типографических исследованиях научно-популярных фильмов и программ.

Но речь идет не только об истории шрифтов. Знания о классификации шрифтов могут оказаться полезными при выборе пары шрифтов для одного проекта, когда выбор должен быть сделан на основе не только исторической близости, но и сходных черт, которые объединяют шрифты, такие как оси или высота литеры без заключек. В некоторых случаях, при наличии достаточного количества различий в мелких деталях, очень разные на первый взгляд шрифты становятся комплементарными.

Самое главное, в этой статье я собираюсь, не только познакомит вас с историей шрифтов и широко используемой терминологией, но и научу вас искать и распознавать важные характеристики шрифтов и те мелочи, которые делают шрифты уникальными. А также вы получите полезный дискриптор.

Система классификации шрифтов

За последнее столетие было предложено  довольно много систем классификаций шрифтов. Большинство из них, как правило, считается субъективными и неполными. Кроме того, многие из них используют одинаковые принципы классификации. Отсутствие действительно полной системы классификации привело к тому, что со временем попытки обобщить и классифицировать шрифты сошли на нет, так как долгое время считалось, что существует слишком много переменных, из-за чего создание общей классификации представляется невозможным. Главное, что нам надо понять сейчас это то, что классификация описывает шрифты, а не определяет их. Сама по себе классификация не может оказать большую помощь. Тем не менее, по причинам, указанным выше, я считаю, что знание классификации может вам пригодиться. Ниже приведены несколько примеров.

Первая “официальная” система классификации в настоящее время — это  Vox-ATypI system. Первоначально она была собрана в 1954 году Максимилианом Вокс,  а в 1962 году ее официально одобрила Международная типографическая ассоциация (ATypI). Некоторые изменения в этой классификации были приняты  на конференции 2010 года (состоявшейся в Дублине), изменения касались шрифта Gaelic, его внесли в дополнительную категорию. Он классифицируется в одиннадцати общих категориях, при этом есть несколько подкатегорий. Если вас заинтересовала эта тема, вы можете ознакомиться со соответствующей статьей в Википедии. 

Другая классификация называется British standarts classification of typefaces. Она была принята в 1967 году, и основана так же на оригинальной классификации Вокс. Она немного упрощенна по сравнению с Вокс, и осталась практически неизменной с момента ее принятия.

Брингхерст в своей классификации под названием Elements of typefaces style, которая является, пожалуй, основным стандартом в современной типографии, классифицирует гарнитуры шрифтов по периодам в искусстве, когда они появились. Например, барокко, рококо, романтический период и так далее. В своей книге он осознанно уделяет больше внимания текстовым шрифтам, игнорируя выделительные.

Другие классификации носят более общий характер. К ним можно отнести раннюю версию системы французского типографа Francis Thibaudeau, которая позже стала основой для классификации Вокс. Она включала в себя четыре основные категории: Antiques (без засечек), Égyptiennes (slab serifs), Didots и Elzévirs (с треугольными засечками).

Геррит Нордзей, будучи членом Королевской Академии изящных искусств в Гааге, считал, что типография, по существу, является более расширенным вариантом  человеческого почерка.

Это лишь немногие из тех способов, которыми люди пытались классифицировать шрифты на протяжении многих лет. В двух частях этой статьи я буду рассказывать о различных методах классификации шрифтов, а именно о тех, которые в настоящий момент являются официально признанными. Также я собираюсь рассказать и о некоторых методах, которые не являются общепризнанными, и отличаются от классических вариантов.

Классификация шрифтов с засечками

В первой части мы рассмотрим появление и развитие шрифтов с засечками по ходу истории типографии. Во второй части мы рассмотрим другие категории шрифтов.

Humanist

Мы начинаем с максимально ранней исторической эпохи, когда впервые появились шрифты с засечками. И первая эпоха — это середина пятнадцатого века, эпоха Возрождения. Типография стала важной частью развития искусства, науки и культуры в Европе того времени, с культурными центрами в таких городах, как Флоренция и Венеция. Вместо того, чтобы использовать старопечатные варианты, которые использовал Гутенберг, типографы того времени начали создавать шрифты, имитируя латинский почерк известных философов. Ориентировочно такие шрифты стали появляться с 1465 года.

Renaissance Printing

Иллюстрация типографов эпохи Возрождения из книги 1905 года.

Эти гарнитуры называют Humanist или Venetian, из-за духа того времени. Существует несколько характеристик для определения шрифта этого типа.

В первую очередь, этому шрифту присуща каллиграфичность. Ее можно увидеть в сильной оси, которая лучше всего заметна в строчной букве «о», видно под каким углом пишущий держит ручку. Также каллиграфичность проявлялась в угловых перекладинах в строчной “е”. Ну и естественные другие влияния человеческого почерка на этот вид шрифтов, например, способы образования засечек.

Другие определяющие характеристики включают в себя высоту строчных букв без выносных элементов  и низкий контраст между чертами разной ширины.

Venetian Typeface Characteristics

Не все шрифты этого стиля появились в эпоху Возрождения, например, многие из них были созданы уже в двадцатом веке. Например, Centaur (1914) и Adobe Jenson (1996). Adobe Jenson, используемый в образце выше, основан на работе, типографа эпохи Возрождения, Николя Дженсона. Он был известным мастером своего дела, переехал из родной Франции в Венецию и внес значительный вклад в историю печати. Более подробно мы поговорим об этих шрифтах во второй части нашей статьи. Остается только добавить, что эпоха Возрождения ознаменовалась переходом от старых стилей к новым, ранее неизвестным вариантам.

Другие примеры шрифтов этой эпохи: Guardi, Arno, ITC Berkeley и Stempel Schneidler.

Garalde

Старинные шрифты часто называемые Garaldes (антиква старого стиля) появляется после гуманистических шрифтов, и сразу становятся популярными. Я называю их Garaldes, потому что термин “старинный стиль” порой используется для описания гуманистических шрифтов, Garalde и переходных шрифтов. Поэтому, я буду использовать слово “Garalde”, чтобы сразу было понятно, о чем идет речь.

Aldus Manutius and Claude Garamont

Альдус  Мануций и Клод Гарамонт.

Этот период в истории шрифтов длится с конца пятнадц …

Если вы хотите прочитать полностью статью, посетите сайт наших спонсоров

Comments are closed.